Вы можете связаться с нами
по любому вопросу
Написать нам письмо
8-800-200-8688

26.09.2016

Подъем на высоту: практический опыт эксплуатации самого большого колеса обозрения в России

Роман Ш: Говорить сегодня мы будем об одном из самых зрелищных аттракционов наших дней, являющемся украшение городского масштаба - колесе обозрения, "чертовом колесе" или, если говорить на профессиональном сленге, колесе Ферриса. Вашингтон Гейл Феррис сделал невозможное для своего времени, построив в 1893 г. первое вмире колесо обозрения для всемирной выставки в Чикаго. О тонкостях эксплуатации этого аттракциона нам рассказал управляющий самого большого колеса обозрения в России - Константин Емельянов.

Роман Ш: Так как мы разговариваем в середине сентября и колесо обозрения находится в одном из самых посещаемых курортов в г. Сочи, являясь его изюминкой, начнем с вопроса:  Как итоги сезона? Абсолютные рекорды поставлены?

Константин Е: Конечно! И это было ожидаемо. Мы встретили сезон во все оружие и рады, что наши ожидания с лихвой оправдались. С весны мы настраивались на тяжелые рабочие будни. В этом году подготовка заняла больше времени, чем обычно. Связано это с увеличением штата, дополнительном обучением и формированием смен. Мне очень важно, чтобы коллектив работал, как одна команда и не менялся на протяжении всего сезона.

Роман Ш: Лазаревское колесо обозрения, самое большое в стране, какая его высота и пропускная способность в час?

Константин Е: Высота колеса более восьмидесяти метров, что можно сравнить с высоткой в двадцать пять этажей. Одновременно на нем могут разместиться 140 человек, но если говорить о практической эксплуатации, то такую заполняемость достичь не удается в силу того, что на протяжении дня поток людей неравномерен. В самых крайних случаях, чтобы успеть прокатить всех желающих, нам иногда приходиться идти на ухищрения, увеличивая скорость вращения колеса, которая обычно составляет один оборот в двенадцать минут.

Роман Ш: При такой проходимости, наверняка, возникают сложности с гостями. Какие самые распространенные проблемы и как их удается решать?  Сколько человек в смене работают в сезон?

Константин Е: Смена обычно состоит из девяти человек. Основные проблемы возникают, из-за того, что некоторые гости колеса обозрения отказываются читать правила посещения и иногда позволяют себе лишнее. Мы все работаем в индустрии развлечений и понимаем, что люди устали за год и хотят расслабиться по полной, но зачастую таким поведением гости портят отдых себе и окружающим. Несоблюдение правил может привести к тяжелым последствиям, так как колесо обозрения - это аттракцион повышенной опасности. Поэтому, соблюдать правила мы обязаны. Колесо находится в постоянном движении, соответственно, посадка и высадка проходит непрерывно. Каждый участок движения посетителя от кассы до кабинок, должен проходить в определенной последовательности. Каждого нашего посетителя, без исключения, мы провожаем до кабинки, проверяем, чтобы она была закрыта или зафиксирована (в случае, если мы говорим о катании в открытой кабине аттракциона).  Открытых кабинок, к слову, половина. Еще раз повторюсь, что безопасность превыше всего. Мы отвечаем за каждого гостя, и непосредственная ответственность ложиться на владельца колеса обозрения. Это должен понимать каждый, кто хочет купить колесо обозрения и запустить его в коммерческую эксплуатацию.

Наш персонал, прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей, должен пройти ряд инструктажей: противопожарной, электробезопасности, охране труда на рабочем месте и вводный инструктаж. Все это занимает порядка месяца.

Также особое внимание мы уделяем навыкам общения с посетителями. Поскольку нашими гостями являются представители всех без исключения регионов страны, персонал должен уметь найти общий язык с каждым из них и в любой ситуации, несмотря на национальные особенности, которые так или иначе проявляются.

Роман Ш: Колесо обозрения спроектировано и введено в работу компанией "МИР". Как его можно характеризовать с точки зрения эксплуатации?

Константин Е: Это одна из лучших работ компании. К самой конструкции нет вопросов. В мире очень мало похожих колес, а некоторые разработки, примененные в производстве нашего колеса обозрения, были использованы впервые. Лазаревское колесо обозрения может эксплуатироваться круглогодично, даже в условиях холодного климата нашей страны, благодаря тому, что оно приводится в движение трансмиссией с зубчатым колесом, вращающим ободом с установленными на нем "пальцами". Это позволяет исключить проскальзывание колеса при дожде и делает его нечувствительным к неравномерной загрузке кабин.

Из минусов: трансмиссия колеса обозрения находится на высоте более сорока метров. Как минимум два раза в день на нее нужно подниматься для того, чтобы провести плановые осмотры. Как правило, это делается перед запуском и перед началом самого активного периода эксплуатации колеса обозрения днем, не  говоря о ремонте и техобслуживании, которое тоже осложнено этим фактом.

Роман Ш: Что требуется знать о практике эксплуатации данного объекта людям, которые готовы инвестировать в этот бизнес немалые деньги и купить колесо обозрения?

Константин Е: Владелец колеса обозрения несет уголовную ответственность за несоблюдение требований по безопасной эксплуатации аттракциона, поэтому особое внимание нужно уделить подготовке и обучению персонала.

Сама организация подобного бизнеса занимает немалое время и требует серьезных вложений. Плюс, нужно быть готовым столкнуться с целым рядом сложностей, начиная с процесса согласования земельного участка и выделения необходимых мощностей. Например, для работы нашего колеса обозрения с иллюминацией нужно порядка пятидесяти киловатт.

Людям, задумывающимся или начинающим бизнес с колесом обозрения, ни в коем случае нельзя экономить на оснащении колеса обозрения, а именно на его электрооборудование.

Все электрооборудование нашего колеса обозрения изготовлено зарубежными производителями. Нужно внимательно смотреть какое оборудование Вам предоставляет производитель или продавец колеса обозрения. Необходимо понимать, что любое колесо обозрения требует определенного технического обслуживания и, иногда, замены комплектующих, производство которых, может занимать до полугода. Из таких комплектующих должен быть сформирован определенный резерв, который позволит не останавливать работу колеса обозрения на длительное время. Остановка аттракциона даже на один день несет огромные финансовые потери.

Конечно же у нас есть свои рецепты по продлению жизни комплектующих, которые не найти в мануалах, и я могу спрогнозировать, что в первую очередь выйдет из строя, но нужно быть готовым к любому форс-мажору. Кстати, к каждому колесу обозрения также необходимо приобретать надежный дизельный генератор, который стоит порядка двух миллионов. Иногда происходит выключение электричества и тогда нам приходится использовать генератор, чтобы не останавливать работу.

Колесом обозрения должно сопровождаться  рядом документов, регламентирующих его обслуживание и обеспечивающих безаварийную эксплуатацию. Это значительно упрощает процесс работы. Ежегодно нужно получать специальные допуски, гарантирующие, что каждая деталь аттракциона исправна и готова к работе.

Могу порекомендовать установку автоматических турникетов. Так можно избежать неучтенных «заработков» персонала и иметь полную статистику по посещению колеса обозрения.

Еще будущий владелец колеса обозрения должен быть готов к тому, чтобы нести определенные расходы на ежегодное техническое обслуживание и модернизацию.

Роман Ш: Были ли какие-то ЧП, которые запомнились в этом году?

Константин Е: Чем больше людей, тем больше вероятность ЧП. Обычно нештатные ситуации происходят вследствие несоблюдения правил посещения колеса обозрения посетителями. Иногда люди пытаются пронести спиртные напитки, пробуют курить в кабинках. Эти попытки нами жестко пресекаются. Лица в алкогольном опьянении к катанию не допускаются. Любой предмет, даже сотовый телефон сброшенный с высоты самого большого колеса обозрения в России, может нанести тяжкий вред здоровью. Поэтому, мы всегда начеку. Недавно была ситуация, когда отец отпустил ребенка в кабине обозрения с рук и при ее наклоне, девочка получила травмы, ударившись лицом об угол стола. Отец долго всех обвинял, но есть правила, которые регламентируют посещение колеса обозрения с маленькими детьми. Соблюдая их, каждый получит только отличные впечатления от посещения.

Так как мы находимся на море, погода порой непредсказуемая и меняется очень быстро. В считанные минуты поднимался шквальный ветер с грозой, недопустимо раскачивающий кабинки, и нам приходилось производить эвакуацию, включая экстренный режим, когда скорость вращения колеса увеличивается на четверть.

Так же были случаи, когда посетители начинают раскачивать кабинки колеса обозрения, что может спровоцировать срабатывания системы экстренной остановки колеса, к которой, большинство посетителей, окажутся не готовы и могут получить травмы.

Роман Ш: Понятно, что колесо является визитной карточкой и обязательным местом для посещения каждого, кто приезжает в Лазаревское. Тем не менее, есть ли планы по усовершенствованию, редизайну и какие варианты работ по данному объекту вообще возможны? Также, что в общем ты можешь сказать со стороны практика по поводу бизнеса на колесе обозрения?

Константин Е: Планов и идей много. Уверен, что мы успеем реализовать некоторые из них к началу следующего сезона. Это будет и тематическое обновление палубы, возможна доработка кабин, изменение способа открывания дверей и установка системы видео-наблюдения и аудио связи с операторами, которые должны облегчить нашу работу и уберечь от возможных непредвиденных ситуаций.

Касательно колеса обозрения как бизнеса, могу с уверенностью сказать, что если весь процесс организован правильно и с опытом, покупка колеса обозрения с лихвой оправдает все финансовые и прочие вложения, подтвердив свой статус одного из самых прибыльных аттракционов аттракционов наших дней.

Готов проконсультировать желающих поближе познакомиться с этим бизнесом в рамках нашего сотрудничества с компанией Sky Production.

 

Материал подготовил Роман Шкурко,

компания Sky Production